- ТЕСТИРОВАНИЕ
- – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных paзличий. Существуют три основные сферы Т.: a) образование – в связи c увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор – в связи c увеличением темпа роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование – в связи с ускорением социодинамических процессов. Т. позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития y индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. д. Этапы Т.: 1) выбор теста (определяется целью Т. и степенью достоверности и надежности теста); 2) его проведение (определяется инструкцией к тесту); 3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета Т.). На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного психолога. В конфликтологии результативность Т. определяется выбором тестов, соответствующих целям исследования, профессиональной квалификации, и опытом применения конкретного теста конфликтолога, мотивированностью тестируемых на добросовестное участие в процессе и др. факторами.
* * *
(в психологии развития) [англ. test — испытание, проба] — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Существуют три основные сферы Т.: а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с увеличением темпа роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов. Т. позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. д. Процесс Т. может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста (определяется целью Т. и степенью достоверности и надежности теста); 2) его проведение (определяется инструкцией к тесту); 3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета Т.). На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного психолога. В.И.Слободчиков
* * *
Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа:
· выбор теста,
· проведение тестирования,
· интерпретация результатов.
* * *
метод психологической диагностики, использующий стандартизированные задачи и вопросы — тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. п. Т. предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задачи, рисование, рассказ по картинке и пр.— в зависимости от используемой методики. В процессе Т. происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты — это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый, стандартна и процедура предъявления заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для проводящего Т.— право задавать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с. материалом и т. п. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых (см. Стандартизация психофизиологических характеристик). Основными сферами Т. являются: 1) в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; 2) профессиональная подготовка и отбор — в связи с увеличением темпа роста и усложнением производства; 3) психологическое консультирование — в связи с ускорением социальных процессов; 4) клиническая практика. Однако в любой из этих сфер процесс Т. может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста (определяется целью Т. и степенью достоверности и надежности Т.); 2) проведение Т. (определяется инструкцией к тесту); 3) интерпретация результатов Т. (определяется системой теоретических допущений относительно предмета Т.), На всех этапах необходимо участие квалифицированного психолога или, в крайнем случае, специально подготовленного человека.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.